Делаю, что люблю.
Люблю, что делаю.
В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменившимся условиям современного мира. Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии – одна из важных задач школьного обучения и воспитания. Профориентационная работа сегодня – неотъемлемая часть программы повышения качества образования.
В МБОУ «СОШ № 1 им. Созонова Ю.Г.» достаточный опыт применения различных форм и методов профориентационной работы.
В соответствии с планом мероприятий по реализации программы самоопределения и ранней профориентации в 2023-2024 учебном году реализуется программа ранней профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся.
Цель: Создание системы действенной профориентации в школе, которая способствует формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной ситуации.
Задачи:
- Определить содержание, методы и формы, сроки реализации программы.
- Расширить систему профориентации через урочную и внеурочную деятельность.
- Определить содержание деятельности по стимулированию участников программы.
- Организовать взаимодействие между участниками программы в рамках решения проблемы.
- Разнообразить систему профориентирования через организацию профориентационной работы с учреждениями профессионального образования; через встречи с представителями профессий, востребованных рынком труда; через уроки географии, права, обществознания, элективные курсы по профессиональному и правовому информированию.
- Сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности.
- Научить разбираться в содержании профессиональной деятельности.
- Научить соотносить требования, предъявляемые профессии с индивидуальными качествами.
- Сформировать единое информационное пространство по профориентации.
Программа реализуется по следующим направлениям.
Основные направления программных мероприятий. |
Содержание направления |
Профессиональное воспитание. |
Формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной профессиональной пробе. Это позволяет на практическом опыте узнать свои склонности и способности. Склонность к профессии развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания накапливаются при наличии интереса к профессии. |
Профессиональное просвещение. |
Профессиональное просвещение педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о мире профессий, личностных и профессионально важных качеств человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах. |
Профессиональная диагностика. |
Прогноз успешности в той или иной профессиональной сфере. Диагностика осознанности факторов и жизненных ценностей, лежащих в основе профессионального самоопределения учащихся. Диагностика психологической готовности учащихся к самостоятельному выбору профессии и построению личной профессиональной перспективы. Внутренняя и внешняя готовность, определение факторов принятия решений в отношении выбора профессии, свойственные респонденту. |
Профессиональная консультации. |
Обсуждение рекомендаций полученных после прохождения профессиональной диагностики. |
Профессиональная адаптация. |
Испытание интересов, способностей и личностных особенностей учащихся в реальных условиях профессиональной деятельности, обеспечивающих проверку профессионального выбора с помощью собственного трудового опыта, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии. |
Взаимодействие с социальными партнерами. |
Объединение усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в школе. |
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников работа по самоопределению и ранней профориентации программа реализуется по уровням:
Первый уровень – 1-4 классы – популяризация профессий.
Второй уровень – 5-7 классы – профориентационная подготовка.
Третий уровень – 8-11 классы – профессиональное самоопределение, самоподготовка, саморазвитие, коррекция профессиональных планов.